14.07.2012
«Триумф стекла и цвета торжество…».

Произведения Вышневолоцкого стеклозавода «Красный Май». 1960-е – 1990-е гг. (Цветное и сульфидно-цинковое стекло, хрусталь).

В Тверском Императорском дворце открылась выставка «Триумф стекла и цвета торжество…», где представлены работы художников, связавших своё творчество с крупнейшим российским стеклозаводом «Красный Май». В его творческую лабораторию входили Светлана Бескинская, Анатолий Силко, Владимир Хролов, Алексей Новиков, Виктор Шевченко, Людмила Кучинская, Любовь Грошкова, Сергей Невинницын, Сергей Коноплёв и др.

Один из крупнейших заводов отечественной стекольной промышленности, завод “Красный Май” был основан в 1859 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии и именовался Ключинский завод купцов Болотиных.

Это был старинный очаг стеклоделия с потомственными стекловарами и мастерами. Отличительной стороной производственной деятельности завода исстари являлась наиболее сложная и трудоемкая отрасль стекольного дела – изготовление окрашенных стекол. В 1850-60 годы здесь получает распространение роспись стеклоизделий золотом, эмалью, люстром, силикатными красками; также использовалась техника двух-и-трехслойного стекла. Стеклоделы “Красного Мая” заново открывают несравненную красоту материала в середине прошлого века. Но особенно прославились «красномайцы» сульфидно-цинковым стеклом, которое не зря называют “русским чудом” за неисчерпаемое богатство цвета. И еще его называют так за исключительное свойство изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки, что придает изделию уникальную неповторимость. Этот материал был освоен заводом в 1959 году, и “Красный Май” явился, по существу, единственным предприятием не только у нас в стране, но и во всем мире, где сульфидное стекло закрепилось в заводском ассортименте.

Уникальные декоративные свойства сульфидного стекла привлекали художников, которые активно вмешиваются в вопросы технологии, и эксперимент становился основой подхода к созданию произведения.

Тонкое, поэтическое отношение к материалу характерно для большинства работ Светланы Бескинской (1930-1986 гг.). Высота мастерства этой художницы, стоявшей у истоков работы с сульфидно-цинковым стеклом, превратила заглушенность стекла (декоративный комплект “Медовый пряник”) в возможность подчеркнуть свежесть и чистоту переливов теплых тонов. Виртуозное владение сложнейшими техниками обработки стекла, обширнейшая цветовая палитра, гутные операции (налепы, нить, наклады) превращает её произведения в торжественное событие (композиции «Медовый пряник», «Балясины»). Произведения Светланы Бескинской обладают особой изысканностью и особым сдержанным внутренним лиризмом.

Вдохновленный природными формами и старинными способами обработки материала, Анатолий Силко (1927 – 2003 гг.) создает насыщенные удивительными сочетаниями цвета произведения - комплект «Молдавия», комплект ваз «Поздняя осень», представленные в экспозиции. Они выполнены в технике многослойного стекла, которая раскрывает всё богатство цвета, обрамленное лаконичной формой произведений.

Диапазон профессиональных интересов Виктора Шевченко (1936 – 2011 гг.) был многообразен: он работал над проблемой сочетания прозрачного предмета с рельефной росписью и над соединением шамотной пасты с поверхностью стекла, проектировал дизайнерские образцы для конвейерного производства, способные внести перемены в повседневное окружение. Однако любимым материалом, призванием художника стало цветное сульфидно-цинковое стекло в сочетании с лепной, «гутной» техникой. Используя такие специфические свойства стекла, как пластичность расплавленной массы и ее цветовые возможности, Шевченко удалось найти новый образ в декоративном искусстве. Комплект декоративной пластики «Метаморфозы» (1973 г.) из собрания Тверской областной картинной галереи – этапная работа в творчестве мастера – стала значительным художественным явлением. Сульфидные произведения художника тяготеют к скульптурности, к монументальной, динамичной и живой форме (декоративная пластика «Перекати-поле»), а разгадка их эмоциональной содержательности кроется в богатстве возможных трактовок образов и глубоком постижении логики и напряженности природных форм.

С самого начала работы в творческой лаборатории стеклозавода «Красный Май» Владимир Хролов (1935-1984 гг.) выступал как смелый экспериментатор. Результатом непосредственной работы в цехе по изучению возможностей гутной техники, подпитанной огромной любовью к миру и русской природе, становятся живописно-пластические, наполненные сказкой и мягким юмором произведения (декоративный сосуд «Петушок», декоративный комплект «Этюд», декоративный сосуд «Винник»). «Своим творчеством и талантом Владимир Хролов исповедовал народное понимание красоты как естественности, ясности выражения и был в этом смысле подлинно народным художником» (искусствовед Е.Г.Рачук).

В 1960-80-е годы Вышневолоцкий завод «Красный Май» обретает не только общероссийскую, но и мировую славу. Это произошло во многом благодаря искусству замечательных, уже прибредших творческий опыт, художников - Светланы Бескинской, Анатолия Силко, Владимира Хролова, и более молодых, пришедших на предприятие в 1960-х – 1970-х годах – Алексея Новикова, Людмилы Кучинской, Сергея Коноплёва, Сергея Невинницына и др.

«Новые материалы требуют новых форм, так же как и новые формы требуют своих материалов и свою технологию - это закон…», о котором неоднократно напоминала В.И.Мухина, нашел свое убедительное выражение в судьбах сульфидно-цинкового стекла. Одним из лучших интерпретаторов художественной шлифовки накладного стекла и хрусталя, высоким профессионалом своего дела являлся Алексей Новиков (1940 – 1997 гг.). Ваза «Осенний мотив», экспонируемая на этой выставке, - одна из поистине уникальных вещей, где сложные технологические приёмы сочетаются с новаторскими методами.

Комплект декоративных ваз «Осенний», декоративная композиция «Вечерняя», вазы «Водопад» Сергея Коноплева (род. 1936 г.), представленные в экспозиции, демонстрируют податливость сульфидно-цинкового стекла термической обработке, которая позволила добиться расширения цветовой гаммы за счет многообразия тональных переходов.

Обогащение цветовой палитры и способов декорирования сульфидных стекол - основное направление творчества Людмилы Кучинской (род. 1944 г.). Цвет, несущий значительную эмоциональную нагрузку в декоративных композициях «Фиеста» и «Застава», торжественно звучит в экспозиции.

Некоторое время на «Красном Мае» работал тверской художник Михаил Маршумов (род. 1938 г.), где им был создан декоративный ансамбль «Бояре», который можно увидеть на выставке.

Традиции японского декоративно-прикладного искусства прослеживаются в декоративной композиции Сергея Невиницына “Чайная церемония”, произведении, где лапидарность формы, ее лаконичность служит фоном основному лирическому аккорду произведения – цвету, который разливается пестрой рекой по всему ансамблю.

Настоящая выставка знакомит зрителей лишь с небольшой частью богатейшей коллекции красномайского стекла, хранящейся в фондах галереи. Она посвящена замечательным художникам, без которых был бы невозможен высокий авторитет российского стеклоделия второй половины ХХ века. И, хотя стеклозавод «Красный Май» прекратил своё существование, задача нашего музея – напомнить зрителям об одном из блистательных периодов его существования (1960-80-е годы) на примере творчества очень разных, но необыкновенно талантливых художников, одинаково преданных любимому материалу – стеклу.

Выставка открыта с 10 ноября по 25 декабря 2011 года ежедневно с 11.00 до 18.00.

Выходной день – понедельник. Вторник – экскурсионный день.

Справки по телефону:

34 62 42 – куратор выставки Татьяна Вячеславовна Акатова; 34 62 43 – выставочный отдел.

Реклама