03.09.2012
Выставка «Цветы Победы. Художник и война».

30 апреля 2012 года в ЦПКиО им. С.М. Кирова в Малом выставочном зале Конюшенного корпуса открылась выставка художественного стекла из собрания Елагиноостровского дворца-музея, посвященная Дню Победы.

Экспонатами выставки стали произведения художников по стеклу, тех, кто прошел сквозь огонь Великой Отечественной войны, и тех, кто в мирное время отозвался своим творчеством на подвиг народа. Уникальной составляющей экспозиции является «лента памяти», которую составляют фотографии 1930-х – 1940-х годов из личных архивов художников, инженеров, мастеров - алмазчиков.

Этот материал публикуется впервые. Выставка «Цветы Победы. Художник и война» тематически разделилась на две части: предвоенный период, полный тепла мирного времени, уюта бытовых предметов, и второй – послевоенный хранящий в себе отголосок войны.

В контексте выставки любопытны истории и конкретных мастеров-стекольщиков. Так в 1940 году на завод по направлению Ленинградского отделения Союза художников были направлены Н.А. Тырса и А.А. Успенский. Оба влюбились в стекло, стали делать замечательные образцы для сортовой посуды. Но началась война, блокада … А.А.Успенский ушел из жизни в 1941, Н.А. Тырса - в 1942 году.

От Ростова-на-Дону до Берлина дошел с пехотой будущий Лауреат Государственной премии, а тогда просто солдат, 20-летний мальчишка Акнуний Аствацатурьян. Всю жизнь он помнил войну и всю жизнь хотел и не мог сделать то произведение, которое впитало бы в себя все пережитое.

В советско-финскую кампанию началась война для курсанта – радиста Юрия Мунтяна, а закончилась для командира передвижной радиостанции Мунтяна в Венгрии в 1945 году. Всю жизнь Юрий Афанасьевич посвятил любимому материалу стеклу, и создал светлые и пронзительные образы, посвященные своим друзьям- фронтовикам.

Борис Александрович Смирнов – Боб Смирнов, как звали его друзья, а позднее ученики. В годы войны защищал родной город и разрабатывал маскировочные сетки для боевых орудий и исторических зданий Ленинграда.

На фронт отправился в 1941 году и потомственный стеклодув Борис Еремин, чьи предки делали уникальные произведения еще на Бахметьевском заводе в XIX веке. Но его, в срочном порядке отправили в глубокий тыл в Пензенскую область, где на заводе «Красный Гигант» они варили оптическое стекло для танков. Всю войну Б. Еремин твердил, как надежду, как заклинание: «Останусь жив, сделаю венецианскую нить, как делали мои предки». Он пережил войну и научил советских художников делать эту сложную, требующую виртуозного мастерства филигранную нить.

Жив еще разведчик, а в мирное время один из лучших алмазчиков Ленинградского завода художественного стекла В.И. Тумский. В настоящее время ему 92 года. Он с удовольствием рассказывает о хрустале и алмазных гранях и не хочет вспоминать войну.

Почти в каждой семье России есть своя история войны, свои «не пришедшие с полей солдаты»… И так удивительно, когда в художественном стекле строки этой грустной и возвышенной песни находят свое тонкое и чарующее воплощение, как в работах Е.В. Яновской «Соловьи» и Ю.М. Бякова «Журавли».

Источник: ЦПКиО им. С. М. Кирова

| Обсудить новость на форуме... » (0)

Реклама